Покров день — народное название праздника православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Посвящен этот день явлению Богородицы во Влахернском храме в городе Константинополе и произошло это в X веке. Тогда шла война с сарацинами, и жители Константинополя обратились к Богородице с молитвой о защите города. Богородица явилась и вознесла Господу молитву о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий. На Руси же праздник был введен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.
В народном представлении этот праздник приобретает несколько иной смысл. Народ создал легенду о странствующей Богородице, которой жители одной из деревень отказали в ночлеге. Тогда Илья-пророк наказал их. Однако Богородица пожалела людей и спасла их, развернув покров над деревней. После чего они стали добрыми и гостеприимными.
Символом Пресвятой Девы в народе считается заря, утренняя и вечерняя, покрывающая всех обездоленных и сплетенная из золотых и серебряных нитей. К ней обращено молитвенное заклинание: «Зорька — зорница, красная девица, Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни твоей фатою!..»
Для крестьянина Покров день — один из самых важных осенних праздников, означающий завершение сельскохозяйственных работ и начало зимы. По Покрову-дню определяли погоду на предстоящую зиму: «Откуда ветер на Покров — оттуда начнутся и морозы», «Отлет журавлей на Покров — на раннюю холодную зиму». Около Покрова выпадал первый снег, и в народе говорили: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается»… С Покрова крестьяне начинали утеплять и конопатить свои избы к зиме. Совершались в этот день и некоторые охранительные действия: так, чтобы уберечь детей от зимней простуды, их обливали на пороге дома водой сквозь решето.
Покров день был определяющим для конца и начала многих работ и промыслов. Например, было принято ставить скотину на двор до Егорьего дня, то есть, на всю зиму. Чтобы хватило корма на весь год, в ночь перед праздником скотине клали столько корма, чтобы она не могла съесть. По Покрову-дню мерили срок сделок и наймов. Так, рабочих нанимали на год — от Покрова до Покрова. Могли устанавливаться и другие сроки — от Покрова до Крещенья, от Покрова до Егорья. После Покрова, завершив все сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, а некоторые, напротив, возвращались домой.
Покров Богородицы символизировал в народном представлении фату, покрывало, головной платок, которым покрывалась невеста в день свадьбы. Поэтому, наверное, День Пресвятой Богородицы считался покровителем свадеб и девичьим праздником: «Если на Покров ветрено, — говорил народ, — будет большой спрос на невест!». Особенно верили в силу праздника девушки, к этому дню были приурочены различные гадания, помогающие найти суженного. Так, накануне праздника девушки гадали в овине: они пекли ржаной хлеб, мяли и трепали кусочек льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на жерди для сушки снопов хлеба, приговаривая: «Мой суженный, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися!». При этом девушка должна была молча дожидаться жениха, стоя посредине гумна и смотря в окно. Однако, многие боялись оставаться ночью одни в овине и шли спать, а утром забирали хлеб и лен, которые имели теперь чудодейственную силу. Считалось, если девушка тайно даст своему милому съесть кусочек такого хлеба, а в карман положит ниточку льна, то понравившийся ей парень полюбит ее. Ложась спать накануне Покрова, девушки обращались к Богородице с молитвой, а утром шли в церковь и ставили свечку перед ее иконой. Существовало поверье: кто раньше свечку поставит, тот раньше и замуж выйдет.
В этот день девушки не работали, наряжались, пели, танцевали, устраивали игры. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок. К вечеру молодежные гуляния переносились с улицы в избу: по воскресеньям устраивались праздничные вечеринки, в будние дни девушки устраивали посиделки с пряденьем и шитьем. В этот день пекли блины, варили пшеничную кашу и петухов.