Чăваш çамрăкĕсен инициативлă ушкăнĕ (ЧМИГ) Питĕр хули тата Ленинград облаçĕнчи çамрăк чăвашсенчен тытăнса тăрать. Эсир çамрăк-и е çитĕннĕ çын-и, енчен те пирĕн çинчен пĕлетĕр пулсан, хăвăр çинчен те пире çырса пĕлтерме пултаратăр. Çыхăну адресĕ: gilded.youth@gmail.com Псковра ĕçлесе пурăнакан Вячеслав Егоров чăваш çинчен материал вулама пултаратăр: http://s41.radikal.ru/i091/0908/0b/e93118b6a09f.jpg
Кунта вара хаçат номерĕ: http://peterchuvash.googlepages.com/PC2009.08.09.zip
На берегах Невы чуваши появились в начале XVIII в. По указам Петра I ясачные крестьяне и служилые люди из чувашских селений приволжских губерний России привлекались к строительству Санкт-Петербурга. Наши предки прокладывали каналы и дороги в Петербурге и Петергофе, возводили крепостные сооружения на острове Котлин, работали в других местах.
По первым российскимлесным законам (1703-1705 гг.) и последующим царским указам все дубовые и сосновые леса Чувашского края, как и всей империи, были выделены в особые, так называемые корабельные, рощи и переданы в ведение Петербургскому Адмиралтейству на постройку флота. К выборочной рубке «клейменных для флоту» деревьев и вывозке их к Волге и другим рекам были приписаны до 5 тыс. служилыхчувашей – их называли «приписными людьми», или лашманами. Уже в 1710 г. чувашские лашманы передали морским чинам Адмиралтейства и отправили на судоверфи Петербурга первую партию первоклассной дубовой древесины. Наиболее опытные мастеровые людииз лашманов работали также плотниками на строительстве судов. Корабельные лесоразработки в Чувашском крае получили дальнейшее развитие. К середине XIX столетия на территории современной Чувашской Республики были «разведаны и отведены» 69 корабельных рощ общей площадью более 182 тыс. гектаров.
Количество пеших и конных лашманов в Чебоксарском, Цивильском, Ядринском уездах выросло почти до 20 тыс. человек мужского пола.
За весь период российского деревянного кораблестроения (1709-1856) в Низовомокруге корабельных лесов России, в том числе в знаменитых чувашских дубравах, было вырублено и отправленона судоверфи Петербурга и Кронштадта, а также морскиепорты Архангельска и Астрахани около 2 миллионов штук высококачественных деревьев дуба и сосны для строительства кораблей и различных портовых и морских сооружений.
В столице Российской империи многие выходцы из Чувашии служили в солдатах, на заработки приезжали крестьяне-отходники. Чувашские купцы доставляли в Петербург разные товары – зерно и муку, хмель, мед, животное масло, хлебное вино, канат, изделия деревообработки и др. Так, на рубеже 19-20 вв. из Чувашии в Питер, а оттуда за границу ежегодно отправлялось до миллиона пудов ржаной муки и по три миллиона штук знаменитой дубовой клепки для винных бочек.
Петербург и чувашское просвещение.
Санкт-Петербург – крупнейший центр науки и культурыв России – внес огромный вклад в духовное и светское просвещение чувашского народа. Здесь получили профессиональное образование, работали и оставили свой след в культуре города и страны многие выходцы из Чувашии.
Среди них – «чувашенин новокрещеный» П.Е.Егоров (1731-1789), известный архитектор XVIII века. Он получил образование в первой архитектурной школе России у В.Растрелли, Ж.-Б.-Валлен – Деламота и других зодчих. П.Егоров являетсяодним из авторов проекта Мраморного дворца и знаменитой ограды Летнего сада – шедеврамирового архитектурно-декоративного искусства.
Другой выдающийся чуваш – Н.Я. Бичурин – отец Иакинф (1777-1853) после окончания Духовной Академии в 1800 г., стал иеромонахом Александро-Невской лавры в Петербурге. С 1807 г. о. Иакинф почти 14 лет был архимандритом Сретенского монастыря в Пекине и руководителем Русской духовной миссии в Китае. Н.Бичурин внес неоценимый вклад в изучение истории и культуры народов Китая и Центральной Азии. За свои выдающиеся научные труды по востоковедению н.Я.Бичурин был четырежды удостоен Демидовской премии,в 1828 г. избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук в Петербурге, а в 1831 г. – действительным членом Азиатского общества в Париже.
Обширные связи с Петербургом имел выдающийся чувашский просветитель, известный деятель культуры и народного образования России И.Я. Яковлев (1848-1930). В 1873 г. И.Я.Яковлев создал новочувашскую (современную) письменность на основе русского алфавита и единый чувашский литературный язык на базе диалекта низовых чувашей (анатри).
Интересно, что Петербург сыграл большую роль и в создании старочувашской, дьяконовской, письменности, также основанной на кириллице, но на базе другого чувашского диалекта- диалекта верховых чувашей (вирьял). В 1769 г. в Императорской Академии наук была издана первая чувашская грамматика – «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка», подготовленная священником, лингвистом-переводчиком Е.И.Рожанским. В 1800 г. в типографии Синода была напечатанапервая религиозная книга на чувашском языке «Краткий катехезис» в переводе того же Рожанского. Первые 12 страниц этого издания составил первый печатный букварь для чувашей с церковно-славяняским и русским алфавитом. Это букварь действовал на протяжении почти века, до создания И.Я. Яковлевым новочувашского алфавита в 1873 г.
В Санкт-Петербургской Духовной академии учились и другие чуваши, в частности, выпускники Симбирской чувашской учительской семинарии Г. Кокель из с. Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревский район Чувашии) и Е.Захаров – уроженец с. Икково Чебоксарского уезда. Всю жизнь они посвятили делу своего учителя И.Я.Яковлева – просвещению родного народа.
Регентские курсы при певческой капелле в Санкт-Петербурге окончил И.М. Дмитриев, в 1906 -1911 гг., преподававший музыку и руководивший смешанным хором в Симбирской чувашской учительскойшколе. В 1908 г. он создал первое сочинение чувашской музыки – гармонизацию хороводной песни «Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн» (из-за неспелой ягоды).
Первый профессиональный чувашский певец (баритон) И.В.Васильев вокальному искусству учился также в Петербурге. Выпускник Пермского музыкального в 1911-1914 гг. брал уроки у известных петербургских музыкальных педагогов И.П. Прянишникова и И.С. Томарса.
В Егоров из д. Андреево-Базары (Ентри Пасар) Цивильского уезда (ныне Козловский р-н) в 1899г.успешно окончил Симбирскую чувашскую учительскуюшколу И.Я. Яковлева, в 1908 г. – Казанскую Духовную академию, затем по направлению Российского Палестинского общества в течениидвух лет руководил русско-арабскими школами в Сирии. В 1912 г. В.Егоров поступил на славяно-русское отделение Петербургского университета, где его учителями были знаменитые ученые лингвисты И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Шахматов и др. Одновременно наш земляк учился в Петербургском археологическоминституте и в 1916 г. окончил оба учебных заведения. В.Е. Егоров стал известным исследователем чувашского языка, видным тюркологом, доктором филологических наук, профессором Чувашского пединститута, членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В начале XX в. в Петербурге получили высшее образование и первые женщины-чувашки. Уроженка д. Тобикасы Цивильского уезда М.П. Максимова обучалась на Высших (Бестужевских) женских курсах и затем всю жизнь работала на ниве народного образования в родной Чувашии. Выпускница женского педагогического института в Петрограде В.П. Назарова из д. Сятры того же уезда преподавала математику в Петроградском коммерческом училище.
«Могучая чувашская кучка» из Академии Художеств.
Первый чуваш получивший профессиональное художественное образование в Императорской Академии художеств в Петербурге в 1912 г.- А.А.Кокель, ученик И.Я.Яковлева по Симбирской учительской чувашской школе, старший брат епископа Германа Алатырского (в миру Г. Кокеля). Алексей Кокель в 1904 г. успешно окончил Нормальную рисовальную школу при Академии художеств и осенью того же года был зачислен вольнослушателем на живописный факультет Высшего училища живописи, скульптуры и архитектуры академии.
В Российской Академии «Трех знатнейших художеств» в Петербурге до 1917 г. обучались также талантливые живописцы А.А. Александров, М.А. Адриянов, М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков. Они вместе с А.А. Кокелем составили, образно говоря, «Могучую кучку» выходцев из Чувашии в Академии художеств и былипервыми профессиональными художниками Чувашской земли.
После Октябрьской революции 1917 г. и образования Чувашской автономии, в связи с подъемом национальной экономики и культуры республики, вузы Петрограда – Ленинграда окончили сотни чувашских юношей и девушек, многие из них стали крупными специалистами и учеными.
Благодаря подвижнической деятельности петербургских ученых-этнографов и исследователей на местах, в XIX- начале XX вв. в Русском музее, а позже – в Этнографическом музее в Петербурге были собраны богатые коллекции материальной и духовной культуры народов России и бывшего СССР. В фондах Российского Этнографического музея в настоящее время насчитывается 90 коллекций, содержащих 4670 экспонатов по этнографии всех групп чувашей: верховых (вирьял), низовых (анатри), средненизовых (анатенчи).
Роль Санкт-Петербурга в становлении и развитии чувашской культуры многогранна и нуждается в дальнейшем изучении.
Çыпăçтарнисем: |