Шăматкун, 21.12.2024, 11:19
Эсир кунта çак ятпа кĕтĕр Хăна | Ушкăн "Хăнасем"

Тĕп страница | Манăн профиль | Тухас

                     Нестĕр Янкас ячĕллĕ пĕрлĕх

                

)?>
Салам кĕтесĕ
500


Тĕп страница » 2009 » Çурла » 17 » Вĕрентекенсен вĕрентекенĕ
Вĕрентекенсен вĕрентекенĕ
19:02
Сăн ÿкерчĕк
null16 августа исполнилось 80 лет Георгию Сидоровичу Сидорову. Ученый-педагог, видный организатор образования и науки, он внес весомый вклад в обучение и воспитание молодежи, в развитие системы среднего и высшего образования Чувашии.

СЕЛЬСКИЕ АКАДЕМИИ

Родился Георгий Сидорович в деревне Янмурзино Красноармейского района в крестьянской семье.16 августа 1941 г., когда Георгию исполнилось 12 лет, отец ушел на фронт. Провожали его всей деревней. Георгий Сидорович вспоминает: «Мать сильно плакала, а я гордился, что мой отец уходит защищать Родину. На прощанье он дал мне наказ: «Ты — старший сын, младше тебя три брата и сестренка. Мать болеет, ты остаешься вместо меня». В летнее время Георгий наравне со взрослыми работал в колхозе: пахал, сеял, убирал урожай.
В 1951 г. он с отличием окончил Чувашский пединститут, и в том же году молодого педагога назначили директором Мамалаевской семилетней школы Вурнарского района. «Интересно произошло утверждение в этой должности на бюро райкома партии, — вспоминает Георгий Сидорович. — Первый секретарь райкома И. Александров задал вопрос: «Товарищ Сидоров, вы желаете работать директором?». «Не имею опыта работы, совершенно не владею финансовыми вопросами», — последовал ответ. Сидящий за столом председатель колхоза им. В.И. Ленина, Герой Социалистического Труда С.К. Коротков посадил меня рядом с собой и сказал: «Я дам тебе финансовую академию. Не воруй, не давай воровать другим, статьи сметы путай, чтобы в школе было тепло, уютно». Он знал, что почти все деньги тогда уходили на топливо.
Молодой директор с головой ушел в работу, изучал опыт коллег, переписывался с ведущими учеными-педагогами республики. Результат не заставил себя ждать — об успехах учителей и учащихся Мамалаевской семилетней школы стали писать в районной и республиканских газетах. Два года спустя Георгий Сидорович стал директором Ораушской средней школы, вплотную занялся политехническим обучением. Учащиеся и педагоги своими силами построили здания учебных мастерских и электростанцию; старшеклассники под руководством учителей провели электропроводку во все учебные классы, сельский Дом культуры.
В 1959 г. Г. Сидоров возглавил Вурнарское роно. И на этом посту он вложил немало сил в развитие трудового обучения, активизацию ученических производственных бригад. Кроме того, при нем в Вурманкасинской базовой средней школе Института национальных школ Министерства просвещения РСФСР шла экспериментальная работа по совершенствованию преподавания русского языка в национальной школе, были укреплены связи с учеными Чувашского педагогического института, МГУ им. М.В. Ломоносова. Продолжал учиться и сам заведующий роно, окончив с отличием два факультета Чувашского пединститута. Таким образом, в то время он стал единственным педагогом в республике, получившим три высших образования.

МИНИСТР ЗАСТУПИЛСЯ ЗА ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК

Творческий труд заведующего роно не остался незамеченным. В 1962 году его назначили заместителем министра просвещения Чувашской АССР, а в 1964-м — министром просвещения республики. В эти годы в стране началась реформа общеобразовательной школы, введение всеобщего среднего образования. В республике эта задача была успешно решена: к началу 1973/74 учебного года практически был завершен переход на всеобщее обязательное среднее образование.
Удалось решить и другой важный вопрос. В связи с переводом национальных школ на русский язык обучения в типовом учебном плане были сокращенные часы на изучение родного языка и литературы. Министерство просвещения Чувашии поставило перед Минпросом России вопрос об увеличении часов на изучение родного языка и литературы в VIII–X классах вопреки нормам типового учебного плана. После длительных переговоров, в виде исключения, Москва пошла навстречу.
В годы работы Сидорова на посту министра в республике активно шло инициативное строительство школьных зданий за счет средств колхозов, совхозов, промышленных предприятий. Ежегодно вводились школьные здания и пристрои к школам на 10–12 тысяч ученических мест. Но, к сожалению, ввиду нехватки цемента и кирпича в сельской местности новые объекты в основном возводились из древесины.
Работавшая в те годы заместителем министра просвещения Чувашии П. Савельева вспоминает: «Рабочий день министра начинался в 7 часов утра, заканчивался поздно ночью. Георгий Сидорович был чуть ли не единственным министром, который все доклады писал сам. Его кабинет всегда был открыт для педагогов. Он обладал огромной работоспособностью, при нем аппарат министерства работал, как слаженный механизм».

РОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

В 1973—1976 гг. Георгий Сидорович успешно работает заместителем председателя Совета Министров Чувашской АССР. В ноябре 1976 г. его перевели на должность проректора по заочному обучению Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева. А в мае 1984 г. по рекомендации Чувашского обкома КПСС и Совета Министров ЧАССР Г. Сидоров был назначен ректором Чувашского государственного педагогического института. При нем в вузе были открыты новые факультеты: дошкольный, технолого-экономический, исторический, чувашской филологии, велось строительство и реконструкция учебных корпусов. Крепла и научная база: удалось пригласить на работу известных докторов наук, для подготовки своих научных кадров открыть аспирантуру по восьми специальностям и докторантуру — по двум. Были также созданы специализированные советы для защиты кандидатских и докторских диссертаций. Яркий результат этой работы — в 1998 г. пединститут преобразован в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева.
Г. Сидоров успешно вел и научно-исследовательскую работу. В его багаже более 60 научных трудов, в том числе монография «Всеобщее среднее образование молодежи в Чувашской АССР в 1966–1970 гг.». Этой же теме была посвящена его кандидатская диссертация. Мне, автору этой статьи, тогда аспиранту Московского государственного педагогического института, посчастливилось присутствовать на ее защите. Работа была высоко оценена академиками АПН СССР А. Пискуновым, П. Атутовым, докторами наук, профессорами Г. Волковым, В. Ротенбергом и другими известными учеными.
Общий вклад Г. Сидорова в педагогику, в развитие образования Чувашии тоже оценен на самом высоком уровне. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», 5 медалями, знаками отличия Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения СССР и других стран. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный работник образования Чувашской Республики», «Заслуженный работник высшей школы РФ». Он также награжден медалью К. Ушинского — высшей наградой в педагогике. А в 1996 году Г. Сидоров был избран академиком Академии педагогических и социальных наук.
И сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Георгий Сидорович не прерывает связи с родным педагогическим университетом — часто бывает в студенческих аудиториях, выступает на научно-практических конференциях.

И. Павлов,
зав.кафедрой педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор.
15.08.2009 | Советская Чувашия | 


Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.


Другие материалы рубрики 

Герб для творчества

Çыпăçтарнисем:
Миçе çын пăхнă: 781 | Кам хушнă: mixaj_58 | Рейтинг: 5.0/1 |
Пĕтĕмпе миçе комментари: 0


Кĕмелли форма

Шырав

Кун тăрăм
«  Çурла 2009  »
ТнЫтЮнКçЭрШмВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Хыпарсем архивĕ

Ыйту
Cайта хак парăр
Пурĕ миçе хурав: 88

Баннерсем

null

null

null

chuvash.eu

Пушкăрт чăвашĕсен хаçачĕ


Сайт тусĕсем

Статистика



Кунта халĕ: 3
Хăнасем 3
Юзерсем 0

!--
Copyright © Аксар Чунтупай 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz