МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
Проект литературно-творческого фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения чувашского поэта Нестера Кирилловича Янгаса
Авторы проекта – Михайлова З.П., Михайлов В.М. – учителя чувашского языка и литературы, культуры родного края
Красноармейское, 2008 Проект литературно-творческого фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения чувашского поэта Нестера Кирилловича Янгаса
Пояснительная записка: Нестер Кириллович Янгас (Ефимов) – известный чувашский поэт, прозаик, переводчик. Он родился 20 февраля 1909 года в деревне Янгасы Цивильского уезда (ныне Красноармейского района Чувашской Республики) Казанской губернии. Учился в Янгасинской школе, Убеевской школе-шестилетке, Цивильской школе 2-ой ступени. В 1928 году окончил фабрично-заводское обучение при Чебоксарской типографии, работал наборщиком. В 1930 году выдвинут на работу в редакцию чувашского журнала «Сунтал». В 1931 году переехал в Куйбышев, работал выпускающим редактором в типографии. С 1934 года – редактор Чувашского книжного издательства и ответственный секретарь журнала «Сунтал». Ранние стихи, начиная с 1928 года, печатались в газетах «Канаш», «Çамрăк хресчен» и в журнале «Сунтал». Стихи Янгаса о Родине и ее героях, о труде во имя счастья людей, любви и красоте выходили отдельными сборниками. Широко известны его рассказы «Бойкая девушка», «В плену», «Катя» и др. Им на чувашский язык переведены стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, Т.Шевченко, В.Маяковского, Д.Джабаева. Н.К.Ефимов-Янгас арестован органами НКВД 24 июня 1941 года и необоснованно репрессирован. Суд проходил при закрытых дверях. Приговор был суровым – 10 лет лишения свободы с последующим поражением в правах на 5 лет. Наказание отбывал в Нижнетагильской тюрьме. Тяжелые условия проживания быстро подорвали его здоровье и привели к трагическому концу. Янгас умер 18 декабря 1942 года. Долгое время родственники ничего не знали о его судьбе. Только после реабилитации в 1957 году им было выслано извещение о смерти. При жизни успел выпустить 9 сборников стихов. После реабилитации вышли еще 4 книги. Было ему всего 33 года. Он, надо полагать, многое успел бы сделать, минуй его кровавая жатва сталинизма. Помня уроки прошлого, вспоминая безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий людей, современное общество должно сделать все, чтобы подобное никогда не повторилось. Именем Янгаса названы Красноармейское районное общество культуры, литературы и искусства, улица в деревне Янгасы, открыт музей Н.Янгаса, вывешена мемориальная доска на доме, где вырос поэт.
1. Цель проекта: Повышение всеобщего интереса к изучению произведений классиков чувашской литературы, в частности произведений Нестера Янгаса; развитие культуры речи и литературоведческой практики, навыков исследовательской деятельности, умение составить сравнительную характеристику типологических образов в духе современности; расширение общего кругозора школьников; использование новых информационно-коммуникационных технологий, развитие литературно-творческих способностей учащихся.
2. Задачи: 1. Расширение кругозора обучающихся в области чувашской литературы. 2. Повышение образовательного уровня обучающихся. 3. Историко-хронологическое и политико-идеологическое трактование произведений Нестера Янгаса. 4. Умение дать современную характеристику героям произведения. 5. Развитие навыков рассуждения и литературоведческого анализа. 6. Привитие любви к чтению художественной литературы. 7. Активизация познавательной деятельности обучающихся. 8. Развитие навыков исследовательской работы. 9. Изучение творческого наследия Нестера Янгаса. 10. Выявление литературных способностей учащихся.
3. Основные черты проекта: 1. Проект дает возможность формировать у обучающихся чувство любви к чувашской литературе как основному виду искусства. 2. Проект дает возможность воспитывать молодежь в духе сохранения основ национальной культуры. 3. Проект развивает знания, умения и навыки обучающихся в области литературоведения.
4. Участники проекта Обучающиеся 5-11 классов МОУ «Красноармейская СОШ №2», воспитанники учебного объединения «Кăмăл».
5. Место реализации проекта МОУ «Красноармейская СОШ №2», кабинет культуры родного края и чувашской словесности (224 каб.), кабинет чувашского языка и литературы (229 каб.).
6. Механизм реализации проекта: 1. Создается оргкомитет по проведению фестиваля; 2. Принимается Положение о литературно-творческом фестивале; 3. Создается премиальный фонд согласно Положению; 4. Утверждается план мероприятий фестиваля; 5. Награждение победителей и активных участников фестиваля.
7. Содержание проекта: 1. Открытые уроки с использованием ИКТ на тему «Вăхăтсăр сÿннĕ талант…». 2. Создание мультимедийных презентаций «Нестер Янкас – пирĕн сумлă ентеш». 3. Тестовые задания по теме «Жизнь и творчество чувашского поэта Нестера Янгаса». 4. Викторина «Творческое наследие Нестера Янгаса». 5. Конкурс юных поэтов «Нестер пиччене халалласа…» 6. Конкурс любителей чувашской поэзии « Янăраççĕ уççăн санăн сăввусем». 7. Встреча с лауреатами Премии имени Нестера Янгаса. 8. Защита литературно-краеведческих и поисково-исследовательских работ учащихся, посвященных 100-летию со дня рождения Нестера Янгаса.
8. Результаты и достижения, предполагаемые проектом: 1. Ознакомление учащихся школы с жизнью и творчеством чувашского поэта Нестера Янгаса с применением ИКТ. 2. Определение победителей по следующим номинациям: • Знатоки жизни и творчества Нестера Янгаса; • Знатоки творческого наследия Нестера Янгаса; • Молодые поэты; • Любители чувашской поэзии; • Юные исследователи. 3. Проведение встречи с лауреатами Премии имени Нестера Янгаса.
9. Программа выполнения проекта: №№ Содержание программы Срок Ответственный 1. Подготовка Положения о фестивале к 3 ноября 2008 года Михайлова З.П. Михайлов В.М. 2. Утверждение состава оргкомитета и плана мероприятий 5 ноября 2008 года Крутова Л.Н. 3. Сбор премиального фонда 1 декабря 2008 года Михайлов В.М. 4. Проведение открытых уроков декабрь 2008 года – январь 2009 года учителя чув. яз. и лит. 5. Работа по созданию мультимедийных презентаций декабрь 2008 года Крутова Л.Н., учителя чув. яз. и лит. 6. Подготовка тестовых заданий К 21 января 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. 7. Проведение теста 21 января 2009 года учителя чув. яз. и лит. 8. Проведение викторины 28 января 2009 года учителя чув. яз. и лит. 9. Конкурс юных поэтов 4 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. Чаховская Э.В. 10. Проведение конкурса любителей чувашской поэзии 11 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. Чаховская Э.В. Исакова Е.М. 11. Организация встречи с лауреатами имени Нестера Янгаса 12 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. 12. Защита исследовательских работ 16 февраля 2009 года учителя чув. яз. и лит. Крутова Л.Н. Чаховская Э.В. Награждения 20 февраля 2009 года Крутова Л.Н. Исакова Е.М.
Авторы проекта – Михайлова З.П., учитель высшей категории МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2» Михайлов В.М., учитель высшей категории МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю»
Директор МОУ «Красноармейская СОШ №2» _________________ Кускова И.В. «____»_______________ 2008 г.
Положение о литературно-творческом фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения чувашского поэта Нестера Кирилловича Янгаса 1 .Общие положения В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 05.01.2004 г. № 2 «О ходе выполнения Республиканской программы по реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» на 2003-2007 годы и на период до 2012 года» и согласно плану мероприятий творческой группы учителей чувашского языка и литературы МОУ «Красноармейская СОШ №2» проводится литературно-творческий фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения чувашского поэта Нестера Кирилловича Янгаса
2. Цели и задачи фестиваля • Повышение всеобщего интереса к изучению произведений классиков чувашской литературы, в частности произведений Нестера Янгаса; • развитие культуры речи и литературоведческой практики, навыков исследовательской деятельности; • умение составить сравнительную характеристику типологических образов в духе современности; • расширение общего кругозора школьников; • использование новых информационно-коммуникационных технологий; • повышение образовательного уровня обучающихся; • историко-хронологическое и политико-идеологическое трактование содержания произведений Нестера Янгаса; • развитие навыков рассуждения и литературоведческого анализа; • привитие любви к чтению художественной литературы; • активизация познавательной деятельности обучающихся; • изучение творческого наследия Нестера Янгаса; • выявление литературно-творческих способностей учащихся.
3. Участники фестиваля. Участниками фестиваля являются: - обучающиеся 5-11-х классов МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»; - воспитанники учебного объединения «Кăмăл».
4. Тематика мероприятий 1. Открытые уроки с использованием ИКТ на тему «Вăхăтсăр сÿннĕ талант…». 2. Создание мультимедийных презентаций «Нестер Янкас – пирĕн сумлă ентеш». 3. Тестовые задания по теме «Жизнь и творчество чувашского поэта Нестера Янгаса». 4. Викторина «Творческое наследие Нестера Янгаса». 5. Конкурс юных поэтов «Нестер пиччене халалласа…» 6. Конкурс любителей чувашской поэзии « Янăраççĕ уççăн санăн сăввусем». 7. Встреча с лауреатами Премии имени Нестера Янгаса. 8. Защита литературно-краеведческих и поисково-исследовательских работ учащихся, посвященных 100-летию со дня рождения Нестера Янгаса.
5. Место проведения мероприятий МОУ «Красноармейская СОШ №2», кабинет культуры родного края и чувашской словесности (224 каб.), кабинет чувашского языка и литературы (229 каб.).
6. Программа фестиваля:
№№ Содержание программы Срок Ответственный 1. Разработка мультимедийных презентаций и использование их в учебном процессе Декабрь- февраль 2008 года Крутова Л.Н., учителя чув. языка и литературы 2. Тест по теме: «Жизнь и творчество чувашского поэта Нестера Янгаса» (5-8 классы) 21 января 2009 года учителя чув. языка и литературы 3. Викторина «Творческое наследие Нестера Янгаса» (9-11 классы) 28 января 2009 года учителя чув. языка и литературы 4. Конкурс юных поэтов. Художественное чтение авторских стихов (5-8 классы) 4 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М. Тихонова В.А.. Чаховская Э.В. 5. Конкурс любителей чувашской поэзии. Художественное чтение произведений Нестера Янгаса (9-11 классы) 11 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. Тихонова В.А. Чаховская Э.В. Исакова Е.М. 6. Организация встречи с лауреатами имени Нестера Янгаса (Николай Карай, Георгий Тусли, Николай Ершов, Шетмĕ Михали) (УО «Кăмăл») 12 февраля 2009 года Михайлова З.П. Михайлов В.М.. Тихонова В.А. 7. Защита исследовательских работ (8-11 классы) 16 февраля 2009 года учителя чув. языка и литературы Крутова Л.Н. Чаховская Э.В.
7. Подведение итогов и награждения Для подведения итогов создается жюри. Победители и призеры определяются по следующим номинациям: • Знатоки жизни и творчества Нестера Янгаса; • Знатоки творческого наследия Нестера Янгаса; • Молодые поэты; • Любители чувашской поэзии; • Юные исследователи. Победители и призеры награждаются дипломами и памятными призами.
|